Первая в мире трансмиссия с двойным сцеплением для грузовиков

Новая I-Shift Dual Clutch от Volvo Trucks – это первая трансмиссия в мире с двойным сцеплением для большегрузных автомобилей. Результатом работы трансмиссии является плавное переключение передач без потери мощности. В общем, она позволяет удерживать постоянную скорость движения и обеспечивает фантастические ощущения от вождения.

Путешествия вверх по крутым склонам с полным грузом, обледенелыми и выбоистыми дорогами, где гололед только начинает таять – это ежедневные условия, в которых работает Ларс Линдгрен. Еженедельно он перевозит общие грузы между городом Лулео на севере Швеции и несколькими другими городами в Норвегии.

Ларс Линдгрен – один из лишь нескольких водителей в мире, кто имеет настоящий опыт вождения грузовика Volvo с новой трансмиссией I-Shift Dual Clutch.

“Когда я впервые вел грузовик с новой трансмиссией, я был чрезвычайно поражен. Во время движения вы даже не замечаете, когда грузовик переключает передачи “, – говорит он, вглядываясь в норвежский пейзаж.

Если коротко, двойное сцепление I-Shift можно описать как две параллельно соединенные трансмиссии, каждая с отдельным сцеплением.

Проще говоря, одна коробка передач контролирует четные передачи, а другая управляет нечетными передачами. Когда передача включена в одной коробке переключения передач, в другой уже готова следующая передача. “Благодаря этому при смене передачи грузовик не теряет скорости”, – объясняет Астрид Дрюсен, руководитель проектов в области трансмиссии компании Volvo Trucks.

А, поскольку грузовик не теряет мощности, управление в среде, где необходимо часто переключать передачи, становится более эффективным и удобным.

“На крутых склонах, на извилистых дорогах и на дорогах, на которых легко застрять эта новая коробка передач, разработанная для транспортных средств, которые перевозят грузы на дальние расстояния, абсолютно фантастическая. Например, если вы управляете полностью загруженным грузовиком посреди леса, вы не захотите рисковать и застрять на этом участке из-за переключения передачи. С I-Shift Dual Clutch грузовик просто разгоняется и переключение передачи происходит плавно “, – добавляет Астрид Дрюсен.

Технология двойного сцепления I-Shift переключает передачи тогда, когда это необходимо, без потери мощности. При управлении транспортным средством в условиях, когда при переключении необходимо пропустить несколько передач, переключение передачи осуществляется аналогично обычному механизму I-Shift. Коробка с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch позволяет переключать передачи без каких-либо перерывов в передаче мощности на любой скорости, за исключением переключения передач в диапазоне с шестой на седьмую передачу.

В дополнение к улучшению ходовых качеств это также повышает комфорт водителя. Шум вокруг изнутри кабины становится тише, а плавная езда меньше утомляет водителя.

“Плавная езда, обеспечиваемая плавным переключением передач, также благоприятно сказывается на состоянии транспортного средства и груза. Неровная езда приводит не только к износу силовой линии и переутомлению водителя, но и к износу транспортного средства в целом. Если вы транспортируете животных или везете цистерну с веществом наливным грузом, то чем меньше движется груз по грузовому отсеку, то лучше “, – говорит Астрид Дрюсен. У технологии, применяемой в трансмиссии с двойным сцеплением, нет ничего нового. Она уже достаточно давно используется, в частности в спортивных автомобилях. Компания Volvo Trucks начала работу над трансмиссией с двойным сцеплением более 20 лет назад. “В девяностые мы провели испытания коробки переключения передач с двойным сцеплением, но это был лишь прототип с большим количеством вспомогательных устройств, который никогда не работал бы на практике и не был бы доступным для серийного производства”, – объясняет Бьерн Лингсйо, главный менеджер проекта по разработке коробки I-Shift Dual Самая большая проблема при адаптации технологии двойного сцепления для грузовиков это то, что грузовики работают в очень разнообразных условиях и разной среде – где угодно, начиная от маленьких извилистых лесных дорог и заканчивая автомагистралями. Трансмиссия должна работать одинаково хорошо, как при пустом, так и при полностью загруженном грузовике. Она должна выдерживать экстремальную жару и холод и работать в течение тысяч миль без каких-либо проблем. Таким образом большая часть работы над I-Shift Dual Clutch состояла из тестирования и оптимизации оборудования и программного обеспечения – пока инженеры не удостоверились в том, что трансмиссия будет функционировать в любой ситуации и в любых условиях, 365 дней в году. В 2007 году компания Volvo Trucks сделала первые шаги по направлению к двойному сцеплению I-Shift Dual Clutch. Важным фактором во время начала работ по разработке коробки передач с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch стало то, что с 2002 года коробка передач I-Shift была и остается лидером рынка среди автоматизированных трансмиссий для тяжеловесных транспортных средств. “Команды разработчиков программного обеспечения и оборудования, которые работали над I-Shift Dual Clutch, состояли из тех самых людей, которые работали над разработкой коробки I-Shift. Без знаний и опыта, которые мы получили при разработке коробки I-Shift, нам бы никогда не удалось разработать систему двойного сцепления для I-Shift “, – объясняет Бьорн Лингсьо. Снаружи коробка передач с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch выглядит так же, как и стандартная коробка I-Shift. Единственная разница между ними в том, что передняя часть трансмиссии на 12 сантиметров длиннее. Задняя часть трансмиссии почти идентична задней части коробки I-Shift, механизм отбора мощности такой же. Около 100 из более чем 300 компонентов в новой трансмиссии отличаются от компонентов коробки I-Shift. Внутреннюю часть новой коробки передач с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch

Внутреннюю часть новой коробки передач с двойным сцеплением I-Shift Dual Clutch можно сравнить со сложной головоломкой-пазлом, где используется каждый миллиметр и где каждый компонент оптимизирован таким образом, чтобы занимать как можно меньше места.

“То, что нам удалось вместить всю эту новую функциональность всего лишь в 12 сантиметров – это просто фантастика. Это требовало от нас существенной судьбы изобретательности “, – говорит Бьорн Лингсьо.

На севере Норвегии водитель-испытатель Ларс Линдгрен сидит за рулем спокойно и уверенно, когда его грузовик Volvo FH мощностью 540 лошадиных сил начинает движение вверх одним из более крутых склонов в этой местности. Некоторые склоны имеют уклон 10 градусов – настоящее испытание для полностью загруженного 48-тонного грузовика.

“С I-Shift Dual Clutch грузовик поддерживает постоянную скорость, а шины поддерживают постоянное сцепление с дорожной поверхностью. Движение по зимним дорогам чувствуется безопаснее, когда знаешь, что шины не потеряют сцепления “, – говорит он.

С новой трансмиссией, как отмечает Ларс Линдгрен, новый грузовик едет значительно плавнее как на сельских дорогах, так и в городе.

“Я за рулем грузовика с 1979 года, и у меня проблемы с плечами и шеей. Но, начав ездить с I-Shift Dual Clutch, у меня больше нет этих забот. Это фантастика “, – отмечает он.

Поскольку при переключении передач мощность не теряется, грузовик поддерживает более постоянную и высокую скорость, даже на дорогах, где условия движения сложные. I-Shift Dual Clutch также улучшает езду вниз, поскольку тормозная мощность двигателя также не теряется во время переключения передач.

“Я могу сэкономить 10 минут за четыре с половиной часовую смену. В течение рабочей недели вы экономите еще больше времени.

Начиная с осени 2014 года, I-Shift Dual Clutch будет доступна на всех рынках, где продается Volvo FH с двигателями Евро 6 D13 мощностью 460, 500 и 540 л.с.

Источник mag.volvotrucks.com